В православной среде было принято посмеиваться над теми, у кого " Бог в душе". Среднестатистические православные просто снисходительно улыбались, батюшки обличали и гневались... Но прошел энтузиазм 90-х, времена изменились. Что мы видим сейчас? Надежды на спасение через исполнение всех предписаний о посте, молитве и чтении Священного Писания для многих оказались несбывшимися, а аскетические опыты не сопоставимыми с существующей реальностью. Многие сдали позиции. Какие итоги можно подвести из нашего восстановления Церкви после безбожного советского периода? Печальные. Плеяда старых священников, прошедших войну и гонения, уходит. Коммерция цветет пышным цветом, а видимое благополучие приводит в храм людей, далеких от идей христианства. Исполнение предписаний становится поводом для ощущения себя истиной в последней инстанции и позволяет прикрывать благословениями неблаговидные поступки. Благоговение к храму и службе становится редкостью.
В сложившейся ситуации весьма выгодно выглядят и вызывают уважение те самые люди с " Богом в душе", которые тихо и вдумчиво воспитывали немногочисленных детей в общечеловеческих нравственных ценностях, пока верующие соревновались в количестве чад. Их трепетное отношение к храму и церковной культуре являет разительный контраст с собственническим, а чаще безразличным отношением церковных деятелей к культурному наследию церкви. Если хотите, оказалось, что цель христианства - тот самый "Бог в душе", совесть, не позволяющая под прикрытием благочестия творить беззакония. Эти люди остались неизменными, пока мы "все делали правильно" и ждали, что автоматически станем святыми. Нет, так не работает. И те, кто десятилетиями ходил в церковь, сейчас пересматривает свое отношение к себе и исполнению положенного уставом. Людям нужна живая вера, настоящая любовь, а не "спаси вас Господи", с ненавистью процеженное сквозь зубы...Хочется видеть пастырей ДОБРЫХ, а не огнь и жупел, готовый низринуться на несчастного грешника...
Пока мы считали себя носителями истины, она была где-то рядом. И остается. Нужно только увидеть и вспомнить, зачем мы пришли в храм. Людей не обманешь ни угрозами, ни елейностью. "Добродетели половина не бывает, она или есть или ее нет" (с). Никто не поверит, пока не почувствует настоящее...
Вспоминается толкование Имени Божия, Священной Тетраграммы, архимандритом Ианнуарием Ивлиевым. "Я буду с вами таким, каким Я буду с вами". "Дух дышит, где хочет" и стремление присвоить и законсервировать истину не закончится ни чем хорошим...